Бхактивинода Тхакур
Исполняющий все желания волшебный самоцвет Имен Бога
(Новый и исправленный перевод книги «Харинама Чинтамани»)


ГЛАВА 1. Великолепие имен Бога

Слава Гададхаре, Гауранге, Джахнава-Дживане Нитьянанде, Сите и Адвайте, Шривасе и всем прочим святым, для кого Бог – сама жизнь и душа!

1. Очень важно потом по русскому переводу ФК сделать уточнение неточных или смутных слов моих.
2. Прохождение вновь для изложения экстатическим русским языком, как было в первой книге «Гауранга».
3. Прохождение потом по словарю (с помощью поиска корней в тексте). Перед этим перечитать перевод и пополнить словарь удачными значениями.

На священной горе Нилачала, что на берегу океана, возвышается величественный Божий храм. Сам Кришна, Джаганнатха, Всевышний Господь, присутствует там в удивительном образе-изваянии из дерева, дабы через поклонение Ему люди могли обрести радость и освобождение из рабства этого мира.

В этом святом месте Бог являл Себя и еще в одном Своем облике — отрешенного подвижника по имени Шри Чайтанья! Шри Чайтанья Своим приходом воистину благословил человечество: Он указал людям путь духовного развития, подходящий даже для нашего тяжелого времени – времени раздоров и несовершенств. Живя в Пури в доме Каши Мишры в окружении преданных Ему святых людей, Шри Чайтанья, само великодушие, щедро одарял всех высшим сокровищем – любовью к Богу, Кришне.
На благо всего человечества Он устами то одного, то другого из своих любящих приверженцев излагал духовную науку и Сам же восторженно слушал ее.

Прим.
Так, устами Шри Рамананды Он поведал о чувствах-расах; устами Шри Сарвабхаумы Бхаттачарьи Он разъяснил, что такое освобождение; устами Рупы Госвами Он углубленно изложил суть различных чувств-рас, а устами Харидаса Тхакура Он преподал науку об именах Бога.

Так, устами Шри Рамананды Он поведал о великолепии красок духовного блаженства; устами Шри Сарвабхаумы Бхаттачарьи Он разъяснил, что такое освобождение; устами Рупы Госвами Он углубленно изложил суть дарующих высшее наслаждение духовных переживаний и чувств, а устами Харидаса Тхакура Он преподал науку об именах Бога.

Однажды, возвращаясь с океана после омовения, Шри Чайтанья повстречал на обратном пути святого Харидаса, жившего в Пури возле знаменитого дерева Сиддха-бакула. Искренне обрадовавшись этой встрече, Шри Чайтанья решил воспользоваться возможностью и для блага всего мира попросил Харидаса поведать, каков же подлинный путь спасения.

Слезы радости навернулись на глаза святому Харидасу, когда тот услышал вопрос Повелителя. Его охватило неописуемое блаженство. Коснувшись с глубоким смирением и почтением ног Шри Чайтаньи, Харидас произнес:
– Господи, насколько же непостижимы Твои деяния, поступки, замыслы! Ведь я никчемный человек, темный, необразованный. Да, верно, на Тебя всецело уповаю, но… моей-то заслуги в этом нет… И вот… вдруг… Ты… обращаешься ко мне, ничтожному, да еще с просьбой что-то рассказать!..

Господи, у меня нет слов… Ты Сам Кришна, нисшедший в святой Навадвипе, Ты пришел, чтобы спасти нас! Это Ты, пожалуйста, смилуйся, Ты, пожалуйста, защити меня – ведь мне больше не на что рассчитывать!..

Не счесть божественных имен Твоих! Качеств чУдных Твоих не объять! Твой лик что океан блаженства, а Твои сверхдеяния просто удивительны, просто бесконечны!.. Если бы не Твое безграничное милосердие, как бы я, бедолага, смог лелеять все это в сердце своем…

Не счесть божественных имен Твоих! Качеств чУдных Твоих не объять! Твой лик что океан блаженства, а Твои сверхдеяния просто удивительны, просто бесконечны!.. Если бы не Твое безграничное милосердие, как бы я, бедолага, смог лелеять все это в сердце своем…

Ты — огромное духовное Солнце, а кто я… — я лишь искорка света в одном из его лучей. Ты — Бог, а я — Твой вечный слуга, и я счастлив, что у меня есть возможность служить Тебе. Единственное, чего я хочу – пить непрестанно божественную сладость Твоего имени!

О Повелитель, как же мне, низкому, подобрать должные слова, чтобы в полной мере ответить на Твой вопрос?! Даже не знаю, с чего начать… Впрочем, Твое слово – закон для меня. Я с готовностью поведаю всё то, что Ты пожелаешь вложить в мои уста, передам всё, как есть – Ты только говори через меня!

Кришна

И Харидас Тхакур начал свое удивительное повествование:

– Кришна – Бог, Повелитель всего сущего, Всевышний, и нет Ему равных. Он всемогущ: любое Его желание без труда осуществляется. Он вечен. Высшая Сила всегда при Нем.

(Прим. Бхактивиноды: Кришна – Высшее Существо, совершенно независимое от кого-либо и чего-либо. Его воля превыше всего, никто и ничто не может воспрепятствовать исполнению Его желаний. Его божественная Сила-шакти безмерна. Он – Высшая Истина, и нет Ему равных. И травинка не шелохнется без Его воли.
Мыслители считают, что Кришна – это Святой Дух, Нечто Высшее, но только не Личность. Однако Святой Дух – лишь Духовное Сияние, исходящее от Кришны, а не Сам Кришна.
Тем же, кто посвятил себя аштанга-йоге, Кришна открывается как вездесущая Высшая Душа, пребывающая во всех мирах и сердцах всех прочих душ. Однако и Высшая Душа – лишь частичное проявление Кришны, неполное. Таким образом, Святой Дух и Высшая Душа – всего лишь частичные, неполные проявления Кришны. И лишь Кришна – Всевышний.
(Конец примечания)

Высшая Сила – сила Кришны

[Иногда употребляют выражение «Высшая Сила», имея в виду нечто высшее, Бога. Надо только уточнить, что не «Бог – это Высшая Сила», а «Бог обладает Высшей Силой».] Высшая Сила никак не может быть независимой от Кришны, ведь Она Его! Это Его сила! И, конечно же, Высшая Сила неразрывно связана с Кришной – Ее обладателем, гласят Веды.
Кришна — всемогущий Господь. Высшая Сила – это и есть Его безграничное могущество. Кришна единственный и неповторимый, и Его могущество не имеет себе равных.

Три вида великолепного многообразия

Высшая Сила проявляет себя в виде великолепного многообразия, созерцая которое, мы можем ощутить Бога – источник всего этого великолепия.

Три вида этого многообразия порождает Твоя Высшая Сила, о прекрасноликий Гауранга: многообразное ДУХОВНОЕ великолепие, [которое вечно и нетленно], многообразное здешнее ВРЕМЕННОЕ великолепие, [созданное из бренного вещества], и [населяющие все это творение] ДУШИ. Таково слово Священных писаний.

Кому интересно продолжение, пиишите заявку в комментариях!