Что нужно знать, чтобы выбрать хорошие курсы английского языка

В первую очередь, убедитесь в наличии у организации государственной лицензии на право занятия образовательной деятельностью. Без нее курсы не имеют права заниматься образовательной деятельностью. Если ее нет, выяснять о курсах что-либо еще бессмысленно.


Далее узнайте о данном образовательном центре поподробнее: как долго существуют курсы, где находятся, какова продолжительность будущего обучения, сколько человек в группе, какой документ выдается по окончании обучения. Самое главное, конечно – узнать, кто преподает на курсах, по какой методике и с помощью каких учебных пособий.

Кроме того, поинтересуйтесь, какие услуги, помимо самих занятий с преподавателем, будут вам предоставлены. Например, бесплатное пользование аудио- и видеокассетами, учебными пособиями, библиотекой образовательного центра, материалами в интернете.

Уточните общее количество часов курса – все это должно быть изложено в договоре, заключенном между вами и образовательной организацией. Узнайте, какие другие дополнительные расходы вас ожидают.

Многие курсы предлагают на выбор возможность обучения в группе или индивидуальные занятия с преподавателем.

Индивидуальные занятия, по сути, ни чем не отличаются от занятий с репетитором, однако имейте в виду, что приобретение навыков языкового общения в группе, как правило, эффективнее.

Продолжительность обучения на курсах варьируется от двух недель до пяти лет. Долгосрочное обучение, как правило, состоит из нескольких самостоятельных программ, длительностью 2-6 месяцев. И если вы думаете о будущем, лучше выбрать более длительный вариант обучения с возможностью дальнейшего совершенствования.

Кроме того, при выборе курсов, вы можете столкнуться с тем, что некоторые школы предлагают обучение по интенсивной программе. В этом случае уточните, что имеется в виду: обучение по интенсивной МЕТОДИКЕ (об этом мы поговорим ниже) или же занятия по интенсивному ГРАФИКУ (через день или чаще).

Документ об окончании курсов выдают большинство образовательных центров. Это свидетельства или сертификаты собственного образца, которые могут помочь вам при поиске работы. Для работодателей документ об окончании курсов может служить достаточным доказательством вашей языковой подготовки, особенно, если сертификат написан на двух языках и выдан курсами, заслужившими хорошую репутацию.

Выбор метода изучения иностранного языка

Если вы уточнили все вышеперечисленные вопросы, то теперь самое время задать главный – по какой методике ведется обучение на данных курсах. Потому что, даже если вам подходит график занятий и размер группы, то неправильно выбранный метод обучения может испортить весь процесс изучения иностранного языка.

Чаще всего, образовательные центры при первом же контакте, говоря о плюсах своих курсов, сами сообщают о методике преподавания. Если же нет, обязательно спросите об этом.

Работая над этим материалом, я посетила несколько языковых центров, использующих разные методики обучения. Какая из них лучше, однозначно сказать нельзя. По каждому методу занимается огромное количество людей, и достигают успеха. Хороший преподаватель иностранного языка при обучении всегда использует разные методы, комбинируя и смешивая их, а также импровизируя. Но в основе любого преподавания все равно лежит один из двух классических методов: традиционный и нетрадиционный.

Традиционный метод, или лексико-переводной

С этим методом хорошо знакомы те, кто изучал иностранный язык в школах и вузах. Основная схема изучения такова: изучаются грамматические правила, применение их на конкретных примерах, далее полученные навыки закрепляются с помощью упражнений.

Традиционный метод отлично подходит тем, кого, в первую очередь, интересует письменный английский язык. Тех же, кто учит язык по этому методу, для того чтобы общаться, ждут проблемы, а именно – скудный опыт разговорной речи. Впрочем, обучение традиционным методом можно рассматривать как первую ступень изучения иностранного языка. Единственное препятствие – продолжительность обучения, так как этот курс редко длится менее одного года.

Коммуникативный метод

Коммуникативный метод, который многие воспринимают как нечто новое, на самом деле, тоже можно отнести к традиционным. Именно таким он и являлся на Западе, откуда, собственно, к нам и пришел. В нашей стране сейчас по нему работают почти все представленные в России западные школы.

Коммуникативный метод – это комплексный подход к обучению иностранному языку, включающий в себя отработку навыков разговорной речи, восприятия речи на слух, письма и чтения.

Причем, коммуникативные занятия проходят в игровой форме, с ролевыми играми. Они нацелены на раскрепощение обучаемого человека, на снятие у него языковых барьеров в общении.

Очень часто, но не всегда, в процессе обучения коммуникативным методом преподавателями выступают носители языка – иностранцы. Таким образом, обучаемый изучает иностранный язык без языка-посредника, то есть русского. Что создает эффект погружения в язык и соответственно влияет на эффективность обучения.

Нетрадиционные методы изучения иностранного языка у кого-то вызывают недоверие, у кого-то, наоборот, уверенность в быстром и эффективном овладении предметом. Во всяком случае, будьте осторожны. Некоторые из нетрадиционных методов действительно могут оказаться вполне эффективными, но хочется ли вам проверять это на себе?

И уж в любом случае не стоит принимать всерьез обещания “быстро и без усилий”, “за 3 месяца” и подобное. Однако, нетрадиционные – это не значит плохие. Есть такие методы, которые зарекомендовали себя только с лучшей стороны.

Интенсивный метод

Интенсивный метод, пожалуй, самый популярный среди нетрадиционных. Про него ходят легенды. Поэтому некоторые недобросовестные учебные заведения пользуются этим и вводят своих клиентов в заблуждение. Они сокращают традиционные программы до нескольких недель и называют это интенсивом, так как многие считают, что главная суть интенсивного метода – именно краткосрочность.

На самом деле, интенсивные программы могут длиться и полгода, главное здесь – напряженность учебного графика (не менее трех раз в неделю по 3-5 часов) и специальные приемы (ролевые игры и прочее). Цель интенсива – научить быстро и легко (пусть и не идеально правильно) общаться.

Обучаемые с первого урока слышат живую разговорную речь и пытаются говорить сами. Грамматика, как правило, не изучается или изучается факультативно. Таким образом, через пару месяцев, занимаясь 3 раза в неделю и ни в коем случае не пропуская занятий, можно начать говорить на иностранном языке на несложные темы, правда, возможно и с ошибками (как, впрочем, и при любом методе), но зато без всякого языкового барьера. К интенсивным относятся такие известные методы, как метод Шехтера и метод Китайгородской.

Метод Шехтера

Метод профессора Игоря Шехтера называется эмоционально-смысловым. Основным отличием метода является его направленность на развитие живой речи, что дает возможность каждому говорить так, как ему свойственно говорить в привычных жизненных обстоятельствах, говорить от себя, т. е. выражать свое личностное отношение к событиям, в которых он участвует, живет.

Основная направленность курса — практическое пользование языком в различных формах устной речи — чтении, письме, реферировании, переводе. Основной вид занятий — ролевые игры. В течение интенсива грамматика и другие аспекты языка не изучаются.

Данный метод ориентирован на изучение разговорного иностранного языка, поэтому, если вам нужен письменный, интенсив не для вас. Еще одно “но”: метод плохо подходит для скованных, малообщительных людей, привыкших к традиционным схемам обучения.

Эмоционально-смысловой метод профессора И. Шехтера используется, разумеется, в Авторской школе Шехтера, а также в лингвистической школе “Система-3”.

Причем, лингвистическая школа “Система-3” пошла еще дальше, усовершенствовав данную методику. Нововведение заключается в следующем: курсы интенсива чередуются с грамматическими занятиями.

Метод Китайгородской

Метод профессора Г.А. Китайгородской называется методом активизации резервных возможностей личности и коллектива и основывается на идеях суггестопедии, гуманистической психологии и личностно-деятельностного подхода в обучении. Такое вот сложное описание, хотя на самих курсах заниматься довольно интересно. Потому что его основой является общение, которое рассматривается одновременно как цель и как средство обучения.

Активизация учебной деятельности достигается засчет определенной организации учебного материала, его объема и концентрации, специально разработанной технологии обучения, а также засчет психолого-педагогических средств и приемов, способствующих мобилизации потенциальных возможностей обучающего, обучаемых и их взаимодействия.

На основе метода созданы методические системы краткосрочного многоуровневого обучения иностранным языкам, оснащенные авторскими учебно-методическими комплексами. Разрабатываются модели обучения иностранным языкам и другим предметам для средних школ и высших учебных заведений. По этому методу работают в Школе Китайгородской, а также во многих других образовательных центрах.

Другие методы

Другие собственные методики по знаменитому, но не очень хорошо известному в России авторскому методу Берлица работают в московском представительстве Берлиц Интернейшнл. Еще одна оригинальная методика под названием “Диалог” разработана в Центре языковой психологии. Существует также свой метод обучения и на курсах Denis’ School.

Кто ваш преподаватель?

Очень важно – кто преподает. Говоря о разных методах обучения, мы уже затронули вопрос, что важно не только как тебе преподают, но и кто, т. е. преподаватели. Те, кто будут учить вас на курсах, должны быть профессиональными преподавателями.

Гарантией профессионализма преподавателя может служить:

1. наличие диплома о педагогическом и (или) лингвистическом образовании
2. наличие западных сертификатов TOEFL (IHC, SELTA, DELTA), CEELT
3. опыт практической работы.

Одна из этих составляющих может отсутствовать, но никак не более. В противном случае лучше поискать другие курсы.

Российский преподаватель или иностранец?

При выборе курсов часто возникает вопрос, что выбрать – курсы, на которых преподают российские преподаватели или те, на которых преподают иностранцы.

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Если говорить о владении иностранным языком, то, естественно, мало кто сможет составить конкуренцию носителю языка. С другой стороны, обучение языку предполагает не только хорошее его знание, но и умение преподавать. А это уже зависит от подготовки и опыта конкретного преподавателя, независимо от того, какое у него гражданство и является ли для него английский язык родным или нет. Главное, он должен быть профессионалом.

Желание заниматься английским именно с носителем языка вполне оправданно – ведь таким образом вы сразу входите в контакт с живым современным языком. Для разговорной практики, развития способностей восприятия речи на слух, усвоения разговорной лексики, улучшения произношения англоязычный “препод” подходит как нельзя лучше.

Наконец, проведите разведку!

Самый лучший способ выяснить, насколько уровень преподавания соответствует тому, что написано в рекламном объявлении – это переговорить с выпускниками курсов или с теми, кто на них учится.

Существуют курсы, на которых первое занятие проводится бесплатно. Рекомендуем воспользоваться этой возможностью. А еще лучше – посетить такие занятия на нескольких курсах, чтобы сравнить. Конечно, трудно по первому уроку объективно оценить качество и уровень преподавания. Тем не менее, вы получите представление о том, кто и как преподает, почувствуете атмосферу на занятиях. Не исключено, что впечатления от условий, в которых проводятся занятия, могут оказаться решающими при выборе курсов.

Использованы материалы begin.ru и native-english.ru