Не так много в Москве школ английского языка, которые дают возможность побывать на своих уроках абсолютно безвозмездно, т.е. даром. Одной из таких школ оказался Американский Центр Образования. На своем сайте они опубликовали информацию о том, что первый урок в центре – бесплатный, чем я и воспользовался, подгоняемый любопытством и профессиональным долгом. (Все, что будет описано далее, можете проделать и вы, уважаемый читатель, потратив на это всего несколько часов.)


Интернет интернетом, но хочется услышать живого человека, и я звоню в AEC. Из трубки женский голос уточнил, что у них не существует специально организовываемых “открытых” или “бесплатных” уроков. Это первый настоящий урок в набранной группе с настоящим преподавателем, просто плату за обучение я могу произвести после него. Месяц обучения в группе из 6 человек будет стоить в ACE 250 у.е. (24 академических часа). Для того, чтобы определить мой уровень английского, мне надо будет пройти тестирование. “Хорошо, – думаю я. – Тестирование, так тестирование“. К счастью сделать это можно в любое время работы центра.

Небольшой дворик в центре Москвы, массивная железная дверь, домофон и охранник. Меня пропускают внутрь, и я оказываюсь в небольшом помещении. Меня проводят мимо вахты, офиса, еще каких-то дверей на второй этаж, куда ведет крутая винтовая лестница. Здесь расположены аудитории, кухня и офис. Ощущение Америки присутствует. Сложно объяснить, чем именно оно вызвано. Вы бывали когда-нибудь в МакДональдс? Тогда вы меня поймете. Это какая-то особая атмосфера порядка и вежливости, евроремонта и беленых стен. В общем, слова здесь бессильны.

Тест письменный, из восьми страниц упражнений на грамматику и словарный запас. Задания несложные, и за полчаса я справился с тестом. У меня поинтересовались, в какое время мне удобнее заниматься, с утра или вечером, взяли мой электронный адрес и телефон и сказали, что сообщат о результатах теста и о времени первого занятия.

И вот через неделю я оказываюсь на своем первом уроке. Маленькая комнатка, в которой компактно уместилась доска, стол, пара плакатов на стенах, шесть человек, впервые сюда попавших, и наш преподаватель Ричард. Ричард – юрист, окончивший университет Беркли, после чего работавший по специальности долгое время. Последние шесть лет он провел в России, работая в торговой фирме (название он не уточнил), перед отъездом в Россию окончил языковые курсы. Негусто для карьеры преподавателя, но будем надеяться, что недостаток педагогического образования восполнится хорошим произношением. В общем и целом, Ричард – типичный американец: полноватый, лысоватый и очень улыбчивый. На вопрос о том, к чему наше обучение приведет, он ответил, что такое понятие как “уровень владения языком” – вещь относительная. Поэтому обещать он нам может только одно – он сделает все возможное со своей стороны, чтобы подготовить нас к FCE (First Certificate of English). Что ж, хотя бы так.

Так как все присутствовавшие были определены на уровень Intermediate, преподаватель общался с нами исключительно на английском. После непродолжительного знакомства мы перешли к делу. Ричард раздал учебники и тетради, по структуре очень напоминающие Headway или любой другой учебник такого типа, каких на книжных полках магазинов сейчас множество (к следующему уроку мы должны заплатить за них в общей сложности 650 рублей). Перепрыгнув страниц десять, мы начали с фразовых глаголов. Честно говоря, впервые получил такое удовольствие от их изучения. Слушать, как все эти комбинации из предлогов и глаголов укладываются в “англодумающей” голове и вместе с преподавателем искать русские аналоги – это действительно интересно. Не знаю, насколько это было продуктивно и педагогично, но могу заверить, что скучно не было.

Перерыв. Можно передохнуть и попить чай или кофе. (Чай и кофе, по-видимому, входят в стоимость обучения, в отличие от учебников.) Во время отсутствия преподавателя выяснилось, что один человек вообще с трудом понимает, что здесь происходит, трое понимают процентов 60 – 70, и двое чувствуют себя комфортно. Один из этих двух я, но мне было немного скучно. Похоже, сыграл свою роль легкий тест. С его помощью можно выяснить, имеет ли человек представление об английском языке или нет. Но с его помощью сложно выяснить, что именно человек знает и где у него пробелы. Сомневаюсь, что по результатам тестирования можно попасть в группу выше, чем Intermediate, но это уже мои догадки. Как бы там ни было, кто-то скучал, а кто-то не мог сказать, как его зовут.

Вторая часть урока посвящена грамматике. Ричард вывалил на наши головы пять времен глагола, связанных с прошлым, не называя ни одно из них по имени. Мы методично перебирали пример за примером, которые он предлагал, выясняя вместе с ним, почему там стоит то или иное время. Что подразумевает американец, используя этот оборот, и что означала бы немного другая форма глагола в этом же месте. Такой “количественный” метод, возможно, даст результат через какое-то время, а пока на лицах учеников отразилась легкая растерянность. Надеюсь, что со временем это пройдет. Вообще-то хотелось бы услышать грамматику в более – менее систематизированной форме. К сожалению, учебники, здесь предлагаемые, не сильно этим озабочены, и грамматический материал разбит в них на кусочки и разбросан по всему учебнику. Несомненный же плюс в живом и настоящем общении с англоязычным преподавателем. Интересное общение всегда было стоящей вещью, а здесь есть возможность совмещать приятное с полезным. Урок закончен, и я отправляюсь домой, чтобы рассказать вам обо всем увиденном, услышанном и подуманном,

Андрей Буренок – www.study.ru