Tower Bridge, Лондон, 26 марта 1993 г.

Меня зовут Алексей Козлов, я родился в далеком 1972 году в Москве, за прошедшие годы приобрел высшее образование, опыт работы в компьютерной сфере и большое желание выучить английский язык.

В этой статье я хочу рассказать о своем опыте изучения английского языка. Опыт, надо заметить, у меня достаточно большой: в общей сложности около 17 лет (школа, институт, уроки с репетитором). Но, положа руку на сердце, следует признать, что активно и серьезно я стал изучать английский только год назад. И результаты перекрыли накопленные за предыдущие 16 неэффективных лет знания. Как я добился успеха? Просто у меня появилось настоящая причина выучить язык, и второе, что я наконец-то понял, что знания не придут сами собой, нужно немножко потрудиться.


НОВОСТЬ НЕДЕЛИ
Репетитор, который нравится детям:
Английский детям до 12 лет. Стаж с 1992 г.
  • Индивидуальные занятия.
  • У ребенка пробуждается живой интерес.
  • Обучение становится легким и приятным!
Звоните: 8 (499) 745-65-18 и 8 (985) 269-25-74


tЯ считаю, что основной проблемой в изучении языка, как в любом другом деле, является желание. Оно может быть от самого скромного: “я не буду возражать против умения говорить по-английски, если это займет этак 20, ну максимум 30 часов занятий”; самого распространенного: “я готов расстаться с частью денежных знаков и походить на курсы” до самого острого желания говорить по-английски. Ваш успех напрямую зависит от Вашего желания. И Вы знаете язык в той мере, в какой Вы его хотите знать. Но в один прекрасный день Вы вдруг обнаруживаете, что хотите знать его лучше.

Это самый лучший момент, чтобы взять быка за рога. Такие моменты случались в моей жизни десятки раз. Я хватал учебник Бонка, начинал с самого начала, так как не хотел ничего пропустить. Но очень быстро мне это надоедало, поскольку говорить я по-прежнему не мог, а это было основным критерием в моей учебе. Я был похож на школьника, который первого сентября полон желания больше не прогуливать уроки и делать домашние задания даже по пению. Но через пару недель он уже не успевает делать все, и учеба становится ничуть не лучше, чем в прежнем году. Кому не знакома эта ситуация?

Мне было скучно изучать грамматические правила по сотому разу. Когда я делал упражнение на какое-нибудь правило, все было прекрасно, но стоило начать новую тему, как предыдущая почти полностью покидала мою голову. Язык мне казался набором формализованных правил: выучу все и буду говорить.

Как бы не так!

Меня очень раздражали всякие исключения, и в конце концов, я понял, что это, наверное, невозможно – говорить на языке, сначала вспоминая правила, потом подбирая слова из тех, которые известны, потом мысленное проговаривание, потом озвучивание. Если это и удавалось, то задержка между фразами была огромной.

Тогда я решил, что все дело в отсутствии разговорной практики, и был наполовину прав. Когда у меня появились англоязычные собеседники, ни слова не понимающие по-русски, то ситуация практически не улучшилась. Очень остро сказывался маленький лексический запас. Хотелось поддерживать беседу, а не жалко блеять. На грамматику было уже наплевать, вспомнить бы подходящие слова. Разговорная практика – дело великое. Но практика хороша тогда, когда это действительно практика после обучения. Согласитесь, глупо обучаться прыгать с парашютом, уже покинув борт самолета.

Ладно, решил я, не буду умничать, заплачу деньги, пусть меня научат. Только какие курсы выбрать: двухнедельные, двухмесячные, двухлетние? Но я же занимался семь лет в школе, исправно делал домашние задания, не прогуливал. Потом два года в институте. С репетитором целый год. Почему же они меня не научили? Может, просто не умели, методики не те применяли?

Да нет, все было хорошо, просто я сам не хотел учить язык. Вернее, я хотел иметь только результат, по возможности сократив процесс. Не скажу, что эффекта не было совсем. Но я знал язык в той степени, на которую я был способен трудиться. Я делал лишь задания из учебников, слушал и смотрел только учебные аудио и видеокассеты. В этих рамках знания моего английского были просто замечательными. Но в реальной жизни я общаться не мог. Часто я задавал себе вопрос, почему так происходит?

Наконец нашел ответ: язык мне просто не требовался в моей реальной жизни. Язык – это инструмент общения. Это просто навык. Набор звуков, понятный другим. Вы строите свой язык во рту определенным образом, выдыхаете воздух, получаются звуки, которые сливаются в слова.

Я живу в России и говорю по-русски. Я хорошо говорю и понимаю по-русски просто потому, что я это делаю очень долго и постоянно тренируюсь. Язык, не тот, что во рту, а как система общения, это определенный орган, который требует постоянных тренировок.

Когда человек рождается на свет, он не умеет практически ничего. Ни ходить, ни говорить, ни даже понимать. Вам не приходило в голову, что Вы можете разучиться ходить? Космонавты, после некоторого времени, проведенного в космосе, уже не умеют это делать. И человек не разучивается чему-либо, только потому, что постоянно тренируется. Но почему тогда человек не теряет навык плавания?

Разучится плавать нельзя, так как каждый раз, оказавшись в воде, человек делает определенные телодвижения, которым когда-то научился, и тем самым только закрепляет свое умение. Чтобы перемещаться в космосе, космонавт вынужден летать, он не использует свои ноги, поэтому забывает, как ходить.

Поэтому помните, что каждый раз, когда Вам нужно что-то сказать, и Вы используете для этой цели русскую речь, Вы тем самым подкрепляете свое умение говорить по-русски, и одновременно ослабляете свои знания иностранного языка, так как он выглядит атавизмом в данной ситуации. Т.е. если Вы устали и думаете про себя “я устал”, то тренируете себя на то, чтобы в следующий раз, когда Вы почувствуете нехватку сил, сказать себе “я устал”, а не “I’m tired”. Если Ваш бутерброд упал маслом вниз, и Вы сказали “shit”, то шанс повторить именно это слово, когда Вы прольете чай, возрастет.

Знание языка это всего лишь тренировка. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Но для всех доступно. Ведь и на родном языке все говорят по-разному. Например, в школе я был весьма косноязычен. Хорошо владеть языком научился только в институте, поскольку окружение было соответствующее. Больше всего на мое умение говорить оказал профессор математики Тонян В.А. (выпускники МГИЭМ меня поймут), армянин по национальности, такой интеллигентный и умный человек, какого еще поискать.

Т.е. я хочу сказать, что даже родная речь постоянно претерпевает изменения. Пообщайтесь в какой-либо среде, и Вы обнаружите, что характерные для нее слова просто вклинились в Ваше сознание. А какие это слова – “раскумарить” или “будьте любезны” – не имеет никакого значения. С иностранным языком дела обстоят точно также. Если Вы постоянно общаетесь по-английски, то, попадая в похожие ситуации, Вы тренируете себя соответствующим образом на нее реагировать. Я пробыл в Лондоне только пять дней, но, вернувшись в Москву, уже ожидал, что водители будут меня пропускать, когда я перехожу дорогу, а когда меня толкали в метро, я всем торопился сказать “sorry”.

К чему я это все? Да к тому, чтобы Вы поняли, что для того, чтобы заговорить по-английски, нужно на нем постоянно говорить. Как это осуществить? Способов много, все зависит от Вашего желания и временных и материальных возможностей, как ни банально это звучит.

Если Ваш бумажник набит дензнаками, особенно, с изображением Бенджамина Франклина, и Вас в связи с кризисом сократили на работе, то самый лучший вариант – отправиться на полгодика в Великую Британию, поучиться на туземных языковых курсах (от России будут отличаться мало, но Вам нужно избавиться от русскоговорящих), пожить в семье (не до комфорта – Вам нужно говорить). Это самый быстрый и самый эффективный способ, но кто себе его может позволить? Если у человека есть средства, то, как правило, он занят их приумножением, и у него нет времени. У кого есть время, того, как назло, мучают мысли по добыче средств, а не изучения языка. Надо заметить, что двухнедельная поездка Вашу языковую проблему не решит. Эффект будет, но не тот, который Вы хотите.

Конец первой части статьи. Продолжение читайте здесь.


НОВОСТЬ НЕДЕЛИ
Репетитор, который нравится детям:
Английский детям до 12 лет. Стаж с 1992 г.
  • Индивидуальные занятия.
  • У ребенка пробуждается живой интерес.
  • Обучение становится легким и приятным!
Звоните: 8 (499) 745-65-18 и 8 (985) 269-25-74