Изучение языка требует больших трудовых затрат на самоподготовку. Никто и никого не сможет обучить никакому делу, если ученик не уделяет должного времени самоподготовке. Учитель – это только помощник, он не может сделать работу за ученика. Если Вы хотите научиться говорить по-английски, нужно признать, что для этого Вам придется немало потрудиться. Есть определенные виды упражнений, которые Вы должны сделать самостоятельно.


Прежде всего – это запоминание новых слов. Слова – это основа языка, без достаточной лексической базы и говорить нечего о владении языком. Это самый важный этап для самостоятельной работы. Каким способом Вы будете изучать слова, нет никакой разницы. Важен результат. Можете увешать всю квартиру стикерами с новыми словами, перебирать карточки, выписывать слова в блокнот – как кому нравится. Но пока Вы не запомните достаточного количества слов, Вы не будете готовы для совершенствования языка.

Кроме изучения слов важно научиться воспринимать речь на слух. Для тренировки и совершенствования хорошо подходит телевидение и кинофильмы, но для вхождения в эту область нужно также немало самостоятельно поработать с учебными курсами.

К самостоятельным упражнениям следует отнести овладением письменным языком, тренировка грамматики, пересказ. Конечно, наличие учителя желательно, так как он выполнит проверку на правильность, но основную работу все равно придется делать самостоятельно.

К счастью, сейчас разработано величайшее множество учебных курсов для самостоятельной работы, где необходимость в учителе минимальна. Но многообразие порождает проблему выбора и качества: как среди того обилия курсов выбрать наиболее эффективный и действительно полезный курс именно для Вас? Лучше воспользоваться рекомендациями людей, которые на себе уже опробовали тот или иной курс, но без ошибок Вам, вероятно, не обойтись.

В этом разделе я хочу рассказать о том учебном материале, который попадался мне в процессе изучения языка, и свое личное отношение к нему. Оно не может быть абсолютной истиной для любого изучающего английский язык, так как все начинают серьезную учебу с разной степени подготовки, и возможности каждого индивидуальны.

Я начал серьезное изучение языка на уровне pre-intermediate, поэтому мои рекомендации, наверное, подходят больше всего для людей приблизительно такого же уровня. За моими плечами были:
* семилетняя школьная программа английского языка, которую, по мнению учителей, я знал на слабую “пятерку”, а реально на твердую “тройку”, т.к. после школы я не чувствовал, почему “I am a student” правильно, а “I am go” – нет (позор!);
* четыре семестра технического английского в институте, после которого я понял разницу между этими двумя фразами;
* год занятий с репетитором, который в очередной раз объяснил мне грамматику и в очередной раз мне все было понятно, пока занимались конкретным правилом, и которое я тут же забывал, когда переходил к следующему.

Бонк, Котий, Лукьянова “Учебник английского языка” в двух частях

В былые годы, когда в очередной раз меня охватывало желание выучить английский, первая моя мысль была взять учебник Бонк и компании и заниматься по нему с самого начала, поскольку в детстве в мою голову была вбита мысль, что этот учебник самый лучший, поскольку по нему занимались (занимаются?) на мидовских языковых курсах и достать его очень трудно.

Подробно дается грамматика, но в скучной форме. Совковые тексты на английском, абсолютно “русский вариант” английского языка, учит примитивному построению фраз, основанных на дословном переводе с русского. Даже в аннотации указано, что не является пособием по самостоятельному изучению, должен использоваться в качестве учебника для занятий с преподавателем или на курсах. Рассчитан на четырехгодичное обучение. Мое мнение: в настоящее время совершенно изживший себя учебник, годится только для абсолютного новичка, который не смог достать ничего другого.

Т.Игнатова

Вторым учебником, которым я обладал, был учебник Т. Игнатовой и пластинки к нему (сейчас есть версии с аудиокассетами и компьютерный курс).
Курс, построенный на сквозной теме: иностранцы из разных стран приехали в Москву на какой-то там конгресс. Заниматься по нему было на порядок веселей, чем по учебнику Бонка. Кроме основного текста, много небольших забавных историй, стихов, пословиц. Много чисто английских выражений. Грамматика представлена слабо, по сути никак. Пластинки записаны не native speaker дикторами, что плохо, содержат почти весь текст учебника, что хорошо.

Годится для людей, которые уже имеют представление о языке на уровне нескольких классов в школе в качестве дополнительного материала. Для новичков не годится. Не советую тем, кто решил заняться языком серьезно.

“English Grammar in use” by Raymond Murphy
(for intermediate students, with answers edition)

“По совету друзей” я приобрел этот, на мой взгляд, самый лучший учебник грамматики. Полностью на английском (и это хорошо), и все настолько просто и доходчиво описано, что требуется мало-мальское умение читать и переводить. Даже если Ваш словарный запас невелик, Вы одолеете его со словарем. В 135 параграфах представлена практически вся английская грамматика. Каждый параграф – это две страницы. На первой объяснения, которые не поймет только идиот, на второй упражнения на эти правила. В конце книги даны ответы к упражнениям. Можно заниматься самостоятельно практически с нулевого уровня. Советую пройти учебник полностью раза три: Вы прекрасно усвоите всю английскую грамматику, без ошибок будете выполнять любые упражнения, и наконец поймете, что никакие курсы, где языку пытаются обучать на основе грамматики, не научат Вас говорить.

Мое мнение: для изучения грамматики вместо курсов и репетиторов лучше несколько раз проштудировать Murphy – Вы самостоятельно заложите грамматическую базу, сэкономите время и деньги, и самое главное, гораздо лучше усвоите материал. В продаже имеется учебники Murphy для уровня “beginner”: не видел – не знаю, но по-моему и для продвинутых все настолько тривиально, что брать для начинающих нет смысла. Также имеются издания без ответов в конце учебника (будьте бдительны).

Геннадий Афоничев сделал HTML-вариант учебника Murphy, за что ему мое личное спасибо. Я думаю, что сам Mr.Murphy не одобрил бы его инициативу, но русские люди наверняка оценят по достоинству этот нелегкий труд. Учебник пока готов не полностью: попросим дружно г-на Афоничева довести дело до конца. На его сайте Вы найдете и другие электронные учебники.

Headway

Во времена занятий с репетитором я занимался по курсу Headway. Этот курс имеет версии для любого уровня студентов, от elementary до advanced, всего пять уровней. Каждый курс состоит из учебника, сборника упражнений и аудиокассет. Headway в качестве учебника используют множество курсов английского языка, особенно небольшие и никому неизвестные, и огромная армия репетиторов. Но Вы вполне можете заниматься по нему самостоятельно. Курс достаточно интересный и полезный, он поможет Вам научиться понимать речь на слух и развязать язык.

Курс английского языка Илоны Давыдовой

Идеально подходит для новых русских. Рассчитан на то, что заниматься ежедневно по три часа в день в течение полгода, как он требует, у них нет времени и терпения, поэтому никаких разборок Илоне они не устроят: сами виноваты. У меня имеется только компьютерный вариант этого курса, но у знакомых я видел традиционный. Ничем не отличается от бесчисленного количества “уникальных” пособий по типу разговорника, ничему конкретно он Вас не научит, но из него можно почерпнуть несколько сотен языковых клише для американского варианта языка.

Видеокурс “Take a look”

Посмотреть и забыть. Годится для разовой факультативной работы. Если плохо воспринимаете речь на слух, то посмотрите его несколько раз.

Видеокурс “Follow me”

По-моему, его отсняли тогда, когда меня еще на свете не было. Полезен так же, как и предыдущий.

Видеокурс “Muzzy”

Хороший факультатив для детей.

Методика изучения слов “25 кадр”

Прим. редактора сайта: по поводу методики 25-го кадра настоятельно рекомендуется ознакомиться с отзывами и непредвзятой критикой.

Эффективность метода сверхзапоминания подвергается острой критике со всех сторон. В видеоварианте мне этот курс неизвестен, поэтому ничего сказать про него не могу. Я использую методику 25-го кадра для изучения слов в виде компьютерной программы. На мой взгляд, компьютерные пособия гораздо удобнее всех остальных видов пособий – книжных, аудио, видео, поскольку лишены их недостатков.

Метод 25 кадра известен под названием “Интеллект”, у меня программа пиратская, видимо поэтому она называется “Интелл”. Метод заключается в том, что в течение одной секунды изображение на экране меняется десять раз, поэтому сознание не успевает оценить полученную информацию, зато якобы успевает подсознание, что для человека куда более важно. Мне абсолютно все равно, так ли это на самом деле или нет. Я знаю только одно: при занятии с этой программой слова действительно запоминаются. Кроме пассивного просмотра слов в режиме мелькания, Вы должны активно просматривать и прослушивать слова в нормальном режиме.

Может быть, слова учатся только на этом этапе. Авторы методики советуют заниматься в пропорции: мелькание – 15 минут; нормальный режим – 40 минут. Даже если разработчики методики и заблуждаются, то эти 15 минут мелькания не слишком сильно Вас обременят, хуже не будет, а лучше быть может, поэтому не стоит пренебрегать их советом. Главное в том, что слова запоминаются, какая разница на каком этапе. Авторы обещают, что 60 часов работы с программой позволят запомнить 2000 новых слов. Я выучил первую 1000 слов за 80 часов, потом еще 1000 слов за 100 часов. Много времени ушло на исключение из словарей знакомых слов. Пусть программа не столь эффективна, как обещает ее реклама, но эффект все равно впечатляющий. Может быть, за такое время Вы и без нее сможете выучить такой объем новых слов, но я не могу, поскольку этот процесс для меня скучный, монотонный, и у меня нет силы воли заниматься им регулярно. Программа “Интелл” превращает процесс изучения слов пусть не в увлекательное занятие, но, по крайней мере, сильно Вас не обременяет, а результат гарантирует. Безусловный плюс курса: каждое слово Вы не только видите, но и слышите, как оно произносится. Минус: перевод слов дается только в наиболее распространенных значениях.

Курс “Интелл” содержит самые употребляемые слова и фразы в объеме 6-7 тысяч, разделенных на 2-3 словаря. Есть несколько разновидностей этого курса, которые отличаются друг от друга тематикой наполнения словарей: английский разговорный, американский разговорный, английский для чтения газет и журналов, английский технический, английский для бизнесменов и возможно другие. Словарный запас в разных вариантах курса не сильно отличается друг от друга. Вы можете найти пиратский CDROM со всеми вариантами сразу. Лицензионный курс влетит в копеечку.

Компьютерный курс “English Gold”

Уже достаточно древний курс под ДОС. Когда компьютерных курсов было мало, был, пожалуй, самым лучшим. Имеется тест на TOEFL. Сейчас целесообразнее приобрести улучшенный вариант под Windows “English Platinum”.

Компьютерный курс “English Platinum”

Более продвинутая версия курса “English Gold”. Курс разделен на несколько независимых подсистем, которые должны обучать воспринимать речь на слух, контролировать произношение и грамотность правописания, помогать изучать новые слова.

Наиболее полезны две подсистемы: диалоги и тексты. Отличаются друг от друга тем, что в первой дается разговорная речь в лицах, а во второй – небольшие занимательные тексты от лица диктора. Очень полезны для обучения восприятию речи на слух. Вы можете включать/выключать субтитры и русский перевод. В конце концов, Вы научитесь воспринимать речь без субтитров. Для развития речевых навыков Вы сможете повторять текст за автором: записывать себя через микрофон, а затем сравнивать себя с оригиналом. Кто плохо запоминает английское написание слов, тот может потренироваться в их написании. Совет: тексты даны занимательные и короткие, на них хорошо отрабатывать пересказ.

Подсистема изучения новых слов содержит большой лексический запас (около 15 000), они хорошо сгруппированы по темам, но процесс обучения не эффективен: слова запоминаются визуально вместе с другими словами, а не сами по себе.

Для новичков есть подсистема фонетики. Подсистема грамматики является просто перепечаткой какого-то заштатного справочника по грамматике, из нее Вы вряд ли почерпнете что-нибудь полезное.

Мое мнение: очень хороший курс для начального обучения восприятию речи на слух и самостоятельной работы по развитию навыка “говорить”.

Компьютерный курс “Репетитор”

По своей структуре очень похож на курс Т.Игнатовой – опять все съезжаются на конгресс. На нем можно отработать только английское правописание.

Компьютерный курс “Bridge to English”

Продается вместе с замечательным одноименным словарем или отдельно. В словаре есть неплохая система для изучения новых слов. Сам курс, в отличие от словаря, работает под ДОС, и на мой взгляд, для изучения языка крайне неэффективен. Словарь со встроенной системой изучения слов, наоборот, весьма полезен.

Просто удивительно, как одна фирма умудрилась сделать и полный отстой, и суперпродукт, да еще дала им одинаковое имя.

Компьютерный курс “Профессор Хиггинс”

Одна из лучших компьютерных программ для тренировки и контроля произношения. В поздних версиях появился курс грамматики.

Алексей Козлов