Продолжим тему изучения “с огоньком”, когда все идет легко и не приходится нудно заставлять себя.


Начало читайте здесь

Отдых

Немаловажную роль в мотивации обучения играет отдых. К сожалению, никто из людей не является неиссякаемым источником энергии. Именно поэтому большая часть людей работает только одну треть суток. При этом отдыхает два дня в неделю и располагает одним месяцем в год на отпуск. Даже библейский Бог после всех шести дней своей работы в седьмой “почил”. Хотя человеческий мозг работает без перерыва до самой смерти, нам необходимо давать ему перерывы.

Как-то один из полиглотов прошлого, знавший восемь языков, сказал, что никогда не работал более 15 минут. Перерыв на 3-5 минут через каждые 20-30 минут помогут держать наш ум свежим и острым на протяжении 4-5 часов. При этом нам не обязательно будет значительно отвлекаться от работы. Конечно, нельзя здесь определить какой-либо шаблон или формулу. Для каждого будет работать своя методика. Для одних перерывы могут быть мгновения, а для других – минуты. Главное, мы должны знать, что больше подходит к нам и применять это.

Важно помнить, что основная цель отдыха – расслабиться. Иногда мы можем достичь определенной степени расслабленности, делая что-то отвлеченное. Мы можем сделать себе чай или сделать легкую разминку. Как известно, для эффективной работы мозга требуется много насыщенной кислородом крови. Некоторые ученные говорят, что несколько простых физических упражнений повысит количество подачи кислорода в мозг на 20 процентов. Может быть, для некоторых будет достаточно просто отвести взгляд от текста, обратить внимание на окружающую обстановку, обратить внимание, что делается за окном на улице и т.д.

Для некоторых из нас может служить большой помощью применение “остановки внутреннего диалога”. Ни для кого не секрет, что внутри нашего сознания постоянно происходит внутренний диалог. Это как бы общение с самим собой. Мы говорим себе, что делать. Иногда мы оправдываем себя или осуждаем. Иной раз мы пытаемся что-то понять. Так вот, цель данной практики заключается в остановке этого внутреннего диалога. Как это сделать? Очень просто – перестать рассуждать. Сидя там же за столом, облокотиться на спинку стула, закрыв глаза, мы постараемся ни о чем не думать. Легче это будет сделать, если мы сконцентрируем свое внимание на какой-то части своего тела или какой-либо отвлеченный объект вообще. Например, наше внимание, устремленное на наши руки, поможет без особой медитации остановить наш внутренний диалог.

Не стоит расслабляться, делая уборку, включая телевизор, или делая что-либо другое, что могло бы занять наш мозг работой. Продуктивный отдых благоприятствует продуктивной работе. Другими словами, хорошо работает, только тот, кто хорошо отдыхает.

Усталость – злейший враг мотивации. Следовательно, работа и отдых должны быть четко сбалансированы, и соответствовать уровню нашей работоспособности и степени необходимого нам отдыха.

Знайте, как вы учитесь

Для того чтобы быть мотивированным, большинству из нас, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. То есть видеть, что прилагаемые нами усилия идут на пользу и окупают себя с лихвой. Однако для того чтобы учиться успешно мы должны понимать, как мы учимся. Нередко, стоит выделить время на определение того, каким образом мы лучше воспринимаем информацию (на слух, зрительно, при решении конкретных задач и т.д.); как мы запоминаем новую информацию (через повторение, впечатление, ассоциацию, построение связей, конспектирование, группирование данных и.т.); какое время суток для нас наиболее благоприятно для обучения (утро, день, вечер, ночь); учимся ли мы лучше, когда обсуждаем новый материал с кем-то или когда мы изучаем его самостоятельно; нужны ли нам “дэдлайнс” или мы все делаем в свое время; и т.д.

Это вопросы, от которых зависит успех обучения. Нам необходимо определить, как мы учимся, и как мы учимся наилучшим образом. А на основе полученных данных выработать свои личные навыки обучения, именно те, что будут работать на вас. Сделайте их своей привычкой. Учитесь эффективно в сжатые сроки. Успех вам гарантирован, и мотивация, соответственно.

Понимайте

Избегайте слепого заучивания. Понимайте и ищите смысл. Хотим мы того или нет, но наш мозг пытается понять новую информацию и установить смысловые связи с тем, что мы уже знаем. Иначе говоря, мозг идентифицирует, оценивает и “вписывает” новый материал, соответствующий раздел “базы данных” нашей памяти. Неосознанное повторение и зубрежка способны не только угасить в нас мотивацию, но и окончательно вселить отвращение к учебе. Поэтому, всегда старайтесь учитывать больший контекст, рассматриваемой вами темы. Учите новые слова в тематической связке, а также в контексте предложений. При рассмотрении материала постарайтесь найти смысл. Увидеть логическую последовательность и характерные для правила закономерности. Сосредотачивайтесь на главном, не обращайте большого внимания на второстепенные детали. Читая текст, постарайтесь последовать основной идее. Даже, если какие-то слова вам не понятны, попробуйте определить возможное значение слова исходя из контекста отрывка. Проверьте, сформировали ли вы общую картину. Видите ли вы частное в контексте большего. Если вам сложно самим справиться с этой задачей самостоятельно, то используйте помощь других, в частности вашего преподавателя.

Итак, понимайте материал. Даже если вы понимаете информацию не совсем, так как её нужно понимать, все же ищите смысл и давайте свое понимание любому материалу. Нет смысла в задании – нет смысла в его выполнении.

Оценка

Спросите себя, как на меня влияют оценки? Какие оценки действительно побуждают меня к учебе? Если вы любите получать только “5-ки” (и всем говорить об этом), – получайте их. Если для вас “5-ка” – лишнее доказательство того, что вам не обязательно сильно учиться, так как без труда получаете высокие оценки, – перейдите в более высокую группу и получайте “3-ки”. Для некоторых только “2” может служить настоящим мотиватором. Только тогда, некоторые из нас начинают браться за учебу, так как иначе “выгонят”.

Итак, знайте свою оценку. Постарайтесь сами дать честную оценку своим знаниям. Именно эта оценка имеет настоящее значение. Оценки преподавателя (если таковые есть) условны. Каждый в группе имеет свой “старт”. У кого-то уже есть какие-то знания языка, у кого-то их вовсе нет. Кто-то легче изучает язык, кому-то тоже самое дается значительно сложнее. Поэтому мы сами должны знать насколько хорошо мы выполнили задание.

Вознаградите себя. Отметьте свои достижения. Купите себе мороженое! Это ещё раз подтвердит и закрепит внутри вас понимание, что вы можете, и главное разогреет желание продолжать обучение.

Заключение

В заключение, хочется отметить несколько подытоживающих советов. Первое, “аппетит приходит во время еды”. Иногда, нам нужно просто начать работать. При этом сказать себе: “Я люблю учиться!” или “Мне нравится эта тема!” Если у вас нет желания учиться – сделайте вид, что есть. Представьте, что вы очень долго ждали этого момента. Готовились к нему. И вот, он настал – вы самостоятельно изучаете английский! Нередко это срабатывает. Второе, ни в коем случае, не делать работу по принципу “чем быстрее, тем лучше” или “и так сойдет”. Постарайтесь вникнуть в саму суть. Поймите. Владейте. Импровизируйте. И, наконец, применяйте. Третье, и заключительное, если нет желания учиться – вы учитесь по-настоящему. Настоящее обучение, как борьба, происходит только на поле битвы. Легко учиться, когда есть порыв, желание и энтузиазм. Тяжелей, когда нет ничего подобного, и вы достигаете ту цель, которую перед собой ставите, не взирая на обстоятельства.

Максим Ачкасов,
www.english4real.com